Перейти к содержимому

Plasma 5.24

Идеальная гармония

В Plasma 5.24 продолжается совершенствование внешнего вида, простоты использования и единства стиля.

Вторник, 8 февраля 2022

empty laptop with an overlay
Plasma

Сегодня сообщество KDE представляет Plasma 5.24 — выпуск с долгосрочной поддержкой (LTS), который будет получать обновления и исправления вплоть до перехода на Plasma 6.

При подготовке этого выпуска Plasma основное внимание было уделено исправлению недочётов и развитию дизайна, а также была продолжена работа над улучшением целостного восприятия и удобства использования рабочего окружения.

Основные изменения в Plasma 5.24:

Обзор изменений

Эффект «Обзор»

Эффект «Обзор» позволяет управлять рабочими столами и приложениями

Строка поиска и запуска KRunner

Справка по использованию в строке поиска и запуска KRunner

Поддержка сканеров отпечатков пальцев

Разблокирование и аутентификация с использованием отпечатков пальцев

Рабочий стол и панели

Plasma 5.24 desktop

Первое заметное изменение — это потрясающие новые обои рабочего стола, подготовленные для Plasma 5.24 дизайнером Ken Vermette. Ken создал обои «Медовая волна» и транслировал процесс в прямом эфире на YouTube.

Ken Vermett designing the Honeywave wallpaper live on YouTube

Заменить фон рабочего стола на любое другое изображение стало возможно непосредственно из диспетчера файлов Dolphin. Для этого теперь достаточно щёлкнуть правой кнопкой мыши на выбранном файле и выбрать в контекстном меню пункт «Сделать фоном рабочего стола». В Plasma 5.24 стал доступен ещё один источник фоновых изображений рабочего стола: в модуль «Изображение дня» добавлена возможность загрузки работ шведского художника Simon Stålenhag.

Get a new wallpaper every day using the Picture of the day feature

В контекстное меню рабочего стола добавлен новый пункт «Настроить параметры экрана…», позволяющий быстро перейти к настройке параметров разрешения, поворота, масштабирования и взаимного расположения экранов.

В режиме редактирования стало возможно перетаскивать панели рабочего стола, начав перетаскивание с любого места панели инструментов, что упростило перемещение панелей между краями экрана. При создании виджетов и их перемещении по рабочему столу теперь используется плавная анимация.

Внешний вид и оформление

Ещё одним заметным изменением, помимо нового потрясающего фона рабочего стола, стало обновление Breeze — стандартного оформления рабочего стола Plasma. Его несколько переработали, чтобы приблизить к стилю оформления Breeze, используемому для приложений.

Рабочая среда Plasma позволяет гибко настраивать множество параметров. В новой версии были внесены изменения, позволяющие сделать этот процесс более понятным и простым. В частности, цветовое оформление Breeze, используемое по умолчанию, было переименовано в Breeze, классический вариант, что позволило акцентировать его отличие от цветовых оформлений Breeze, светлый вариант и Breeze, тёмный вариант.

Дальнейшее развитие получила функция выбора цвета выделения, впервые представленная в Plasma 5.23: теперь стало возможно назначить для выделения любой цвет, а не только выбирать из предварительно заданных. Кроме этого, при переключении цветовой схемы теперь происходит изменение соответствующих стандартизированных параметров FreeDesktop. Это позволяет сторонним приложениям получать информацию об используемом в системе цветовом оформлении (светлое или тёмное) и переключаться в соответствующий режим. Оформления рабочей среды теперь поддерживают изменение конфигурации панелей в разрабатываемом KDE доке Latte Dock.

Оформление системы должно быть не только изысканным, но удобным в использовании. Для упрощения навигации с использованием клавиатуры добавлен эффект обводки активного элемента управления.

Уведомления

Критически важные системные уведомления теперь отмечены оранжевой полосой, позволяющей легко отличить их от менее важных уведомлений. Кроме того, для всех выводимых уведомлений была увеличена контрастность и улучшена видимость заголовков и названий разделов.

Уведомления, относящиеся к видеофайлам, теперь содержат миниатюру, аналогично ранее реализованной функции для файлов изображений.

Системный лоток и виджеты

Множество виджетов получили новые возможности и незначительные улучшения, направленные на совершенствование внешнего вида, актуальности предоставляемой информации и упрощение навигации. К примеру, в виджете Цифровые часы добавлена возможность показывать дату Всегда снизу от времени, а после добавления виджета Погода автоматически открывается диалог его настройки, а поиск выполняется по всем доступным метеорологическим службам. Виджет Батарея и яркость выглядит аккуратнее, а его заголовок и значок теперь лучше подходят и компьютерам без батарей. Переработанные версии виджетов Буфер обмена и Сетевые подключения теперь поддерживают навигацию с клавиатуры.

Панель задач

При проведении курсора мыши над панелью задач, всплывающие подсказки с миниатюрами окон теперь появляются значительно быстрее, а для приложений, воспроизводящих звук, всплывающие подсказки теперь содержат регулятор громкости.

Контекстное меню панели задач было пересмотрено и упрощено. Пункт меню Запустить новый экземпляр был переименован в Открыть новое окно и не отображается для приложений, которые могут иметь только одно главное окно. Пункт меню Больше действий был перемещён вниз и переименован в Дополнительно.

Параметры системы

Параметры системы

Версия за версией, разработчики и дизайнеры KDE стремились сделать приложение Параметры системы более простым и быстрым в использовании. В новой версии Plasma все параметры приложения «Параметры системы» были перенесены в меню-гамбургер, расположенный рядом со строкой поиска, что позволило освободить пространство внутри окна приложения.

System Setting simplified in every way

При использовании Plasma на языке, отличном от английского, теперь стало возможно выполнять поиск ключевых слов как своём родном, так и на английском языке без необходимости переключать язык интерфейса системы. Это полезно в случаях, если что-то ещё не было переведено или искомое определение на английском более привычно. Также, ради простоты и удобства, был переработан диалог добавления раскладки клавиатуры.

Изменения, направленные на улучшение внешнего вида и повышение удобства использования, были выполнены в модуле Ночная цветовая схема, в модальном окне проверки устройств на странице «Звуковые устройства» и разделе настройки функции ограничения уровня заряда батареи. Модуль Настройка экранов теперь показывает значение масштабирования и физическое разрешение для каждого отдельного экрана.

Для повышения удобства использования, теперь при включении функции автоматического входа в систему будут показаны рекомендации по внесению изменений в параметры приложения для хранения паролей KDE Бумажник, позволяющие автоматически разблокировать его после входа в систему.

Управление окнами

Эффект Обзор, впервые представленный в Plasma 5.24, позволяет легче управляться с множеством рабочих столов. Эта функция всё ещё тестируется, но уже сейчас может быть активирована на странице Эффекты рабочего стола, расположенной в приложении Параметры системы в разделе Поведение рабочей среды на вкладке Эффекты рабочего стола.

Управление окнами

Для использования эффекта «Обзор», позволяющего просмотреть миниатюры всех открытых окон и рабочих столов, нажмите и удерживайте клавишу Meta (клавишу Windows) и одновременно нажмите клавишу w. Эта функция позволяет переключаться в любое из окон, перетаскивать окна между рабочими столами и использовать строку поиска и запуска KRunner для выполнения поиска, вычисления математических выражений, а также запуска приложений.

В Plasma 5.24 снова стали доступны эффекты переключения окон Карусель и Перелистывание. Управление этими эффектами расположено в приложении Параметры системы в разделе Диспетчер окон в модуле Переключение окон.

Среди менее заметных изменений, в Plasma теперь реализовано сохранение информации о том, на каком экране было расположено окно, даже если этот экран отключён, а также была улучшена производительность на компьютерах с графическими картами NVIDIA.

Последнее изменение, касающееся управления окнами: новые окна теперь по умолчанию открываются в центре экрана.

Центр приложений Discover

Центр приложений Discover

Центр приложений Discover теперь позволяет автоматически перезагружать компьютер после завершения установки обновлений. Для использования этой функции достаточно отметить соответствующий пункт, расположенный внизу страницы со списком устанавливаемых обновлений.

Центр приложений теперь также доступен на мобильных устройствах: на экране в ландшафтной ориентации основная страница приложения представляет собой карточки в две колонки, а на телефоне или мобильном устройстве устройстве в портретной ориентации внизу основного окна располагается панель вкладок.

Среди других улучшений: проверка обновлений стала гораздо быстрее, а страница Обновления теперь не перегружена информацией, переработана для более удобного выбора отдельных пакетов для обновления, а также теперь показывает источник обновлений.

Центр приложений Discover уже долгое время поддерживает формат самодостаточных пакетов Flatpak, но теперь пакеты Flatpak, загруженные вручную, могут быть открыты и установлены с помощью Discover, а их репозитории после этого будут автоматически добавлены в систему.

Configure new Flatpak repos easily

Discover стал лучше обрабатывать ситуации, когда запрошенное пользователем приложение недоступно в настроенных источниках ПО, и отображает подсказки о поиске в Интернете. Сообщения об ошибках во время установки были доработаны, а также на каждой странице с описанием приложений теперь находится новая кнопка Сообщить о проблеме. При нажатии на неё будет открыта страница отслеживания сообщений об ошибках используемой операционной системы. В качестве меры предосторожности, разработчики добавили функцию, предотвращающую случайное удаление рабочего стола Plasma.

Строка поиска и запуска KRunner

Строка поиска и запуска KRunner

Строка поиска и запуска KRunner и так уже умеет находить документы и веб-страницы, запускать команды, выполнять преобразования между системами счисления и валютами, давать определения словам и вычислять сложные формулы, а разработчики продолжают добавлять новые возможности в виде подключаемых модулей. На панель приложения добавлена новая кнопка со знаком вопроса, позволяющая просмотреть список доступных модулей и информацию по каждому из них. Для просмотра детальной информации о выбранном модуле и его использовании, щёлкните левой кнопкой мыши на соответствующей строке списка.

Экраны входа в систему и блокировки

В рабочую среду Plasma добавлена поддержка аутентификации с использованием отпечатков пальцев. Для каждого пользователя возможно добавить до десяти отпечатков пальцев и использовать их везде, где требовалось вводить пароль: для разблокировки экрана, проверки подлинности пользователя в приложениях, и даже запуска программ с использованием приложения для повышения привилегий sudo в терминале.

Экран блокировки теперь позволяет перевести устройство в спящий режим без необходимости сначала его разблокировать.

Wayland

Wayland — новая графическая система, которая скоро заменит устаревающую систему X11. Wayland предоставляет множество возможностей для более стабильных приложений с единым стилем оформления, поддержку сенсорных экранов, определение ориентации экрана, и многое другое.

Адаптация рабочего окружения KDE для использования Wayland продвигается достаточно быстро. Уже реализовано значительное количество улучшений, таких как поддержка глубины цвета более 8 бит, поддержка шлемов виртуальной реальности с оптимальной производительностью, поддержка графических планшетов. При использовании стилуса улучшена работа с заголовками окон: к примеру, стало возможно активировать другие окна из их заголовков. Виртуальная клавиатура на сенсорных экранах появляется только при передаче фокуса ввода в текстовое поле, а элемент системного лотка для управления сенсорной клавиатурой становится активным только в режиме планшета.

Приложения и компоненты для работы в Wayland быстро получают новые возможности, что позволяет достичь паритета с X11. К примеру, теперь в сеансах Wayland стало возможным назначать основной монитор, приложение для создания снимков экрана Spectacle теперь поддерживает область съёмки Активное окно, а также восстановлена работа виджета Свернуть все окна. Многие сочетания клавиш, доступные ранее только в X11, постепенно переносятся в Wayland; такие как, к примеру, комбинация Meta + Tab, используемая для переключения комнат.

Прочие обновления

  • Исправлено поведение компонентов интерфейса Plasma, использующих прокрутку: теперь они не реагируют на прокрутку кроме той, которая выполняется непосредственно над такими элементами. Это устраняет ошибку случайного срабатывания при выполнении прокрутки области экрана, содержащей такие компоненты;
  • Завершение работы Plasma теперь выполняется быстрее, так как теперь при завершении работы запрещено принимать запросы на новые подключения. Особенно заметно это помогает при использовании приложения для синхронизации с мобильными устройствами KDE Connect.

Полный список изменений доступен на соответствующей странице со списком изменений в выпуске Plasma 5.24.

Пакеты

В дистрибутивах ОС Linux либо уже появились, либо скоро появятся пакеты, перечисленные на вики-странице.

Note that packages of this release might not be available on all distributions at the time of this announcement.

Вики-страница об установке пакетов

Поддержите KDE

KDE — это сообщество разработки свободного программного обеспечения, которое существует и растёт только благодаря многим добровольцам, которые жертвуют своим временем и усилиями. KDE всегда ищет новых участников, способных помочь в разработке, исправлении ошибок или их нахождении, написании документации и переводов, продвижении, деньгах и другими способами. Любая поддержка приветствуется и будет принята с благодарностью. Ознакомьтесь со страницей поддержки KDE, чтобы узнать больше или стать поддерживающим участником KDE e.V. через нашу инициативу Вступайте в игру.

О KDE

KDE — это международная IT-команда, которая создаёт открытое и свободное программное обеспечение для настольных компьютеров и мобильных устройств. В число продуктов KDE входят современные рабочие окружения для платформ Linux и UNIX, полнофункциональный офисный пакет и средства групповой работы, а также сотни приложений разных категорий, таких как веб, мультимедиа, развлечения, образование, графика и разработка ПО. Программные продукты KDE переведены на более чем 60 языков, а при создании их большое внимание уделяется простоте использования, современности и доступности. Многофункциональные приложения KDE полноценно работают в Linux, BSD, Windows и macOS.


Сведения о товарных знаках.

KDE® и логотип K Desktop Environment® являются зарегистрированными торговыми марками KDE e.V.
Linux — зарегистрированный товарный знак Линуса Торвальдса. UNIX — зарегистрированный товарный знак The Open Group в США и других странах.
Все другие товарные знаки и объекты авторских прав, упомянутые в этом объявлении, принадлежат их законных владельцам.


Контакты для прессы

Для получения дополнительной информации свяжитесь с нами по электронной почте: press@kde.org

Skip to content

Plasma 5.24

Perfect Harmony

Plasma 5.24 improves in looks, ease of use and consistency.

Tuesday, 8 February 2022

empty laptop with an overlay
Plasma

Today the KDE Community releases Plasma 5.24, a Long Term Support (LTS) release that will receive updates and bugfixes until the final Plasma 5 version, before we transition to Plasma 6.

This new Plasma release focuses on smoothing out wrinkles, evolving the design, and improving the overall feel and usability of the environment.

Things to look for in Plasma 5.24:

Highlights

Overview

Use Overview to manage all your desktops and applications

KRunner

Discover KRunner features with the help assistant

Fingerprint Readers

Unlock the screen and authenticate apps with your fingerprints

Desktop and Panel

Plasma 5.24 desktop

The first thing you will notice is Ken Vermette’s spectacular new wallpaper for Plasma 5.24. Ken created the Honeywave wallpaper and streamed the process live on YouTube, giving Plasma a whole new look.

Ken Vermett designing the Honeywave wallpaper live on YouTube

If you happen to prefer something else as your background, you can now set your wallpaper just by right-clicking on any picture in Dolphin and selecting Set as Wallpaper from the context menu. Furthermore, if you use the Picture of the Day wallpaper plugin, it can now pull images from Simon Stålenhag’s gallery, which is full of cool and creepy sci-fi images.

Get a new wallpaper every day using the Picture of the day feature

Bring up the desktop context menu again and you will notice that there is a new Configure Display Settings item. This lets you adjust your screens’ resolution, orientation, scaling, and position relative to other monitors.

Desktop Panels are now easier to move around and stick to any edge you want, as you can now drag them from anywhere on their toolbar while in Edit Mode. And when you drag-and-drop widgets onto the desktop and move them around, they now smoothly animate moving to their final position rather than instantly teleporting there.

Looks and Themes

After the spectacular new wallpaper, the next thing you will notice are the changes to Breeze, Plasma’s default theme. It has received a visual refresh to make it more closely match the Breeze style for apps, improving the visual consistency between them.

Plasma is all about customization, and we have worked on making the process clear and simple so you can adapt your environment exactly to how you like it. That is why the default Breeze color scheme has been renamed to Breeze Classic, to better distinguish it from the Breeze Light and Breeze Dark color schemes.

Speaking of colors, Breeze now extends the feature that lets you pick accent colors (introduced in Plasma 5.23) and now lets you pick any color you’d like, should the pre-selected colors fail to tickle your fancy. Not only that, but changing the color scheme now toggles the standardized FreeDesktop light/dark color scheme preference. This means that non-KDE apps that respect this preference will automatically switch to light or dark mode based on your chosen color scheme. Global Themes can also specify and change the layouts of KDE’s Latte Dock.

A theme must not only be beautiful, but it must make life easy for users. That is why we made the focus effect for user interface controls into a large “focus ring”. This makes the item that has keyboard focus much easier to perceive at a glance.

Notifications

To make critically important Plasma notifications stand out, they now come with an orange strip on the side to visually distinguish them from less urgent messages. Meanwhile, we have improved the contrast and visibility of the header and title labels in all notifications to make them easier to read.

Another visual enhancement is that notifications about video files now display a thumbnail of the video in the notification itself, just like for image files.

System Tray and Widgets

Many widgets have received new features and subtle enhancements that improve their looks, the relevance of their information, and ease of navigating them. For example, we have added a Date always below time option for the Digital Clock. The Weather widget asks you to configure it when you add it for the first time to the tray, and now automatically searches through all available weather sources. The Battery & Brightness widget has been made clearer and now shows a more accurate title and icon for computers with no batteries. The new versions of the Clipboard and Network widgets can now be navigated with just your keyboard.

Task Manager

System Settings

System Settings

Version after version, KDE developers and designers work to make System Settings easier and faster to use. You can see the progress and attention to detail in such small things as System Settings’ own settings: there were so few options that developers have moved them to the hamburger menu that you can see next to the Search text box, preventing the need to clutter up your workspace with another window.

System Setting simplified in every way

If you are using Plasma in a language other than English, we also have you covered. You can use the Search field to find terms both in your language and English without having to switch from one to the other, just in case it has not been translated yet or you are more familiar with the English term. The Add a keyboard layout dialog has been redesigned for simplicity and ease of use.

Other design and usability improvements have been added to Night Color, the speaker test sheet in System Settings’ Audio page, and the battery charge limit feature. For people wanting to fine-tune their monitors, the Display & Monitor section now shows the scale factor used for each screen as well as their proper physical resolution.

For your convenience, when you enable auto-login, you now get a warning about some changes you might want to make to your KWallet setup for optimal usability.

Window Management

You can better leverage the power of multiple desktops in Plasma 5.24 with the new Overview effect. It is still in beta testing, but you can enable it in System Settings’ Workspace Behavior > Desktop Effects page and give it a whirl.

Window Management

Activate it by holding down the Meta (Windows key) on your keyboard and pressing the w key to see an overview of all your open windows and virtual desktops. You can activate windows, drag and drop windows from one desktop to another, and use the powerful KRunner assistant to search, calculate and run tasks all from the same place.

Discover

Discover

Discover now gives you the option to automatically restart after an update has completed. Simply click the checkbox at the bottom of the Updates page, grab a caffeinated beverage, and go enjoy a break. By the time you return, Plasma will have rebooted into the brand new updated system.

We have also added a mobile mode for when you use it on a phone: If it is on a wide screen, its home page will show a two-column card view. Open it on a phone and it will show a bottom tab bar in narrow/mobile mode.

Other improvements are that checking for updates is much faster, and the Update page is now less overwhelming, with a nicer design to select updates. Additionally, it tells you the source of the updates.

Speaking of which… Discover has supported Flatpaks for quite some time, but now locally downloaded Flatpak packages can be opened and installed with Discover, and their repositories automatically get added to your system.

Configure new Flatpak repos easily

Discover also tries to be smarter and friendlier and helps with suggestions if it can’t find exactly what you are looking for. Installation error messages are also more user-friendly and come with a new Report a problem link at the bottom of each description page. If you have a problem with an update, click the link and it takes you straight to the bug tracker page for your operating system. Developers have also included a new safety measure in Discover that stops you from uninstalling your Plasma desktop by mistake.

KRunner

KRunner

KRunner can already find documents and web pages, run commands, convert units and currencies, give you definitions of words, do high level math — and new features are being added with plugins all the time. It can be hard to keep up with everything it can do! But now it’s easy to become a KRunner whiz: click on the question mark icon on the toolbar and KRunner will show a list of available plugins and how to use them. Click on a plugin from the list and you’ll see all the information you need to use it to its fullest.

Login/Lock Screen

Fingerprint authentication is now incorporated into Plasma. You can also enroll up to 10 fingerprints and use them to unlock the screen, provide authentication when an app asks for your password, and also authenticate you when you need to run a command with sudofrom the command line.

Speaking of the lock screen, now you can put your machine to sleep or hibernate it from the lock screen without having to unlock it first.

Wayland

Wayland is the upcoming graphical system that will soon replace the aging X11 system. Wayland opens up a world of possibility for more stable and visually consistent applications, support for touch screens and devices that detect orientation, and more.

Adapting KDE’s desktop to Wayland continues at a brisk pace with a massive number of improvements, including support for colors greater than 8 bits, VR headsets with optimal performance, and drawing tablets. In that vein, when using a stylus, you can now activate other windows from their titlebars and interact more with titlebars in general. Another improvement for tactile input is that the system tray item for showing and hiding the virtual keyboard becomes active only in tablet mode, and the virtual keyboard itself only appears when you explicitly focus a text control with a touch or stylus poke.

Wayland versions of apps and components are quickly acquiring all the features that are putting them on par with their X11 equivalents. For example, you can now set a primary monitor, the Spectacle screen-grabber app has now access to the Active Window mode, and the Minimize All Windows widget now works. Likewise, many keyboard shortcuts available in X11 are all being gradually implemented; like the Meta + Tab key combo, which is used to cycle through activities, and already works in Wayland.

Other Updates

  • Scrollable controls in Plasma now only change their contents when you start scrolling on them. This means you can’t accidentally change things while scrolling the view.
  • Plasma now shuts down faster, as it no longer accepts new connections after it has begun the shutdown process. This is especially helpful when using KDE Connect.

… And there’s much more going on. If you would like to see the full list of changes, check out the changelog for Plasma 5.24.

Package Downloads

Distributions have created, or are in the process of creating, packages listed on our wiki page.

Note that packages of this release might not be available on all distributions at the time of this announcement.

Package download wiki page

Supporting KDE

KDE is a Free Software community that exists and grows only because of the help of many volunteers that donate their time and effort. KDE is always looking for new volunteers and contributions, whether it is help with coding, bug fixing or reporting, writing documentation, translations, promotion, money, etc. All contributions are gratefully appreciated and eagerly accepted. Please read through the Supporting KDE page for further information or become a KDE e.V. supporting member through our Join the Game initiative.

About KDE

KDE is an international technology team that creates free and open source software for desktop and portable computing. Among KDE's products are a modern desktop system for Linux and UNIX platforms, comprehensive office productivity and groupware suites and hundreds of software titles in many categories including Internet and web applications, multimedia, entertainment, educational, graphics and software development. KDE software is translated into more than 60 languages and is built with ease of use and modern accessibility principles in mind. KDE's full-featured applications run natively on Linux, BSD, Windows and macOS.


Trademark Notices.

KDE® and the K Desktop Environment® logo are registered trademarks of KDE e.V..
Linux is a registered trademark of Linus Torvalds. UNIX is a registered trademark of The Open Group in the United States and other countries.
All other trademarks and copyrights referred to in this announcement are the property of their respective owners.


Press Contacts

For more information send us an email: press@kde.org