Перейти к содержимому

Юбилейный выпуск Plasma на 25-летие KDE

25 лет великолепия

Юбилейный выпуск на 25-летие KDE — это Plasma, классическое свободное рабочее окружение с обновлённым внешним видом, новыми возможностями и улучшениями.

Четверг, 14 октября 2021

empty laptop with an overlay
Plasma

25 лет назад Matthias Ettrich отправил письмо в группу рассылки de.comp.os.linux.misc, в котором описал, над чем он работает. Непосредственный результат этой работы (с учётом четверти века неустанных экспериментов, разработки и инноваций), только что опубликован в репозиториях KDE.

В этот раз в качестве обновления внешнего вида Plasma, помимо нового фонового изображения, также предложено новое оформление рабочей среды: Breeze голубой океан. Новое оформление в стиле Breeze не только делает внешний вид приложений и инструментов KDE более привлекательным, но и упрощает использование Plasma на компьютерах, телефонах и планшетах.

Улучшения внешнего вида — это не единственное, что следует ожидать от юбилейного выпуска, посвящённого 25-летию Plasma. В новой версии Plasma увеличена скорость работы, повышена общая надёжность системы, улучшены меню запуска приложений, центр программ, поддержка протокола Wayland, а также получили дальнейшее развитие многие приложения и инструменты Plasma.

Продолжайте читать, чтобы узнать подробности о новом выпуске Plasma, посвящённом 25-летию KDE:

Оформление

Первое заметное при запуске новой версии Plasma визуальное изменение, помимо фона рабочего стола — это новое оформление. Новое оформление Breeze — голубой океан улучшает внешний вид и позволяет упростить работу в Plasma. В новом оформлении активные элементы диалогового окна визуально выделяются при получении окном фокуса ввода, а отмеченные кнопки-флажки и зависимые переключатели «светятся» как лампочки. Полосы прокрутки и поля со счётчиком не только стали крупнее для улучшения их доступности при использовании сенсорных экранов, но также были переработаны, чтобы оставаться аккуратно выглядящими как на ПК, так и на ноутбуках.

В качестве прочих улучшений внешнего вида добавлен индикатор запуска приложений и ожидания завершения процесса в виде вращающейся шестерёнки, а также эффекты подсветки и размытия виджетов рабочего стола при их перемещении близко к панели.

Подобные незначительные детали не только улучшают внешний вид рабочего стола, но и предоставляют почти подсознательную обратную связь, позволяя быстро понять, какие элементы активны, а какие нет, и как различные компоненты рабочего стола Plasma будут взаимодействовать с вами и друг с другом.

Параметры системы

В приложение Параметры системы также были добавлены новые возможности. В разделе Оформление рабочей среды > Цвета была добавлена возможность выбирать цвет выделения компонентов рабочего стола. Цвет выделения используется в выпадающих меню и списках, в фоне значков выбранных приложений на панели, в индикаторах выполнения, в фоне флажков и переключателей и других компонентах.

переопределение системного цвета выделения

Теперь вместо стандартного холодного синего цвета, используемого в стандартной цветовой схеме Plasma, возможно выбрать в качестве цвета выделения, к примеру, ярко-розовый цвет, причём именно этот цвет предложен разработчиками первым в списке выбора. При использовании одного из дистрибутивов, основанном на хамелеоне, возможно, вы заходите использовать для выделения интенсивный зелёный цвет. Вернуться к стандартному цвету выделения позволяет пункт «В соответствии с выбранной цветовой схемой».

Изменение разрешения монитора может привести к тому, что рабочий стол станет непригодным для использования. Для предотвращения таких ситуаций в раздел Параметры системы > Экран > Настройка экранов было добавлено диалоговое окно с запросом сохранения внесённых изменений, которое открывается после нажатия кнопки «Применить». Если в течении 30 секунд не будет нажата кнопка Сохранить (к примеру, по причине недоступности рабочего стола), то конфигурация монитора будет возвращена к исходному разрешению. И это лишь один из способов защиты от случайных сбоев конфигурации.

Обеспечение работоспособности и безопасности вашей системы — одна из главных забот разработчиков. Именно поэтому при предоставлении доступа к данным, которыми пользователь, возможно, не планирует делиться, появляется диалог с предупреждением. К примеру, при использовании функции Ночная цветовая схема для определения местоположения возможно использовать службы геолокации. Модуль Ночная цветовая схема приложения Параметры системы предупредит, если доступ к местоположению устройства станет доступен сторонней службе, которая предоставляет время восхода и заката солнца, а также сообщит, кому именно предоставлен доступ. В модуле «Обратная связь» теперь представлена история данных, которые разрешены для отправки в KDE. Обратите внимание, что в параметре Передаваемые данные всегда по умолчанию будет установлено значение Отключено: вы должны явно и сознательно включить этот параметр, прежде чем какие-либо данные покинут ваш компьютер.

Модуль Bluetooth теперь позволяет задавать состояние адаптера Bluetooth при входе в систему: включён, отключён или оставить как в прошлом сеансе работы.

Для облегчения поиска нужной настройки среди модулей приложения «Параметры системы» было добавлено множество новых ключевых слов. Введите искомый параметр в строке поиска, и в качестве результата будут показаны соответствующие модули.

Меню запуска приложений

После завершения настройки параметров, скорее всего, вы захотите начать использовать систему. Для этого возможно использовать Меню запуска приложений, которое в стандартном макете Plasma находится в нижнем левом углу экрана. Несколько версий назад этот компонент уже был значительно переработан и улучшен, но и в это раз разработчики снова переписали большие участки кода, чтобы сделать его более быстрым и простым в использовании.

В меню запуска приложений добавлены новые возможности. К примеру, теперь возможно зафиксировать меню запуска в открытом состоянии при помощи новой кнопки-булавки, расположенной в верхнем правом углу. Кнопка «Настроить меню запуска приложений», расположенная слева от кнопки-булавки, позволяет быстро перейти в настройки, где возможно задать режим просмотра приложений: списком или сеткой, а также настроить кнопки действий управления питанием и сеансами работы.

В меню запуска приложений также были внесены изменения, упрощающие его использование на устройствах с сенсорными экранами. Например, теперь при долгом нажатии на значок будет открыто контекстное меню.

Системный лоток

подробные сведения о активном сетевом соединении

Системный лоток в стандартном макете рабочего стола Plasma расположен в правой части нижней панели. Системный лоток содержит объекты, требующие внимания, такие как значок уведомлений, значок управления громкостью звука, значок состояния сети и т.д. В новой версии Plasma был улучшен как сам системный лоток, так и содержащиеся в нём виджеты.

Одним из виджетов системного лотка является Буфер обмена. Буфер обмена — место, куда возможно скопировать данные из одного приложения для их использования в других приложениях. Буфер обмена теперь по умолчанию позволяет хранить 20 элементов, а также игнорирует выделенные объекты и фрагменты, которые не были скопированы явным образом. Такое поведение предоставляет больше возможностей при выборе необходимых данных при копировании, и в то же время не засоряет список фрагментами, которые могли быть выделены во время работы случайно. Для удаления всех записей во всплывающем окне буфера обмена теперь возможно использовать клавишу [Delete]. Также, говоря о копировании и вставке данных, теперь стало возможно копировать текст из уведомлений с помощью комбинации клавиш Ctrl+C.

Виджет проигрывателя

Виджет Громкость теперь позволяет раздельно регулировать громкость приложений, которые в данный момент воспроизводят или записывают звук, а виджет Проигрыватель при воспроизведении теперь всегда одновременно отображает обложку альбома и её размытый фон. Виджет Батарея и яркость. позволяет быстро переключаться между «энергосберегающим», «сбалансированным» и «производительным» профилями электропитания.

Виджет «Сетевые подключения» теперь позволяет просматривать более подробную информацию о подключённой в данный момент сети, а также для проводных соединений Ethernet явно задавать скорость подключения. Виджет также поддерживает дополнительные параметры, протоколы и требования аутентификации для подключений OpenVPN и позволяет отключать использование IPv6.

Wayland

Обеспечение полной функциональности Plasma в Wayland является приоритетом сообщества KDE. Wayland — это протокол, который позволит разработчикам Plasma делать гораздо больше, улучшая производительность, повышая стабильность и реализуя функции, к примеру такие, которые необходимы для устройств с сенсорными экранами.

В этом выпуске добавлены визуальное подтверждение запуска приложений с использованием анимации курсора и новая анимация поворота экрана мобильных устройств. В сеансах Wayland при переходе в режим планшета размер значков Системного лотка будет увеличен для упрощения работы с использованием сенсорного экрана. Кроме того, добавлена поддержка уведомлений при выполнении записи экрана каким-либо приложением. Такое уведомление отображается в системном лотке и позволяет отменить запись.

В то время, пока ведётся работа по полной поддержке Wayland рабочей средой и приложениями, также поддерживается промежуточный протокол XWayland. В юбилейном выпуске Plasma, посвящённом 25-летию KDE, стало возможно использовать щелчок средней кнопкой мыши для вставки и перетаскивания содержимого между приложениями Wayland и XWayland.

Прочие обновления

  • Центр программ Discover теперь запускается быстрее, а также позволяет просматривать источник для установки приложения непосредственно из кнопки «Установить» без необходимости читать полное описание.
  • При использовании более одного монитора композиция рабочего стола теперь сохраняется при переключении между сеансами X11 и Wayland.
  • Если что-то пойдёт не так, DrKonqi (приложение, которое позволяет отправлять сообщения об ошибках), теперь предупреждает, если приложение, в котором произошёл сбой, не поддерживается.
  • Кнопка вызова справки со знаком вопроса, располагаемая в строке заголовка, теперь по умолчанию скрыта в диалоговых окнах и в приложении Параметры системы.
  • Продолжая тему отказа от бесполезных компонентов: для учётных записей без пароля, в случае отключённого автоматического входа, вместо поля ввода пароля показывается только кнопка входа в систему.
  • Помимо всего упомянутого выше, разработчики, как всегда, улучшили общую стабильность, выявляя даже самые неуловимые ошибки, которые могли привести к сбою или зависанию системы.

Полный список изменений доступен на соответствующей странице со списком изменений в юбилейном выпуске Plasma, посвящённом 25-летию KDE.

Поддержите KDE

KDE — это сообщество разработки свободного программного обеспечения, которое существует и растёт только благодаря многим добровольцам, которые жертвуют своим временем и усилиями. KDE всегда ищет новых участников, способных помочь в разработке, исправлении ошибок или их нахождении, написании документации и переводов, продвижении, деньгах и другими способами. Любая поддержка приветствуется и будет принята с благодарностью. Ознакомьтесь со страницей поддержки KDE, чтобы узнать больше или стать поддерживающим участником KDE e.V. через нашу инициативу Вступайте в игру.

О KDE

KDE — это международная IT-команда, которая создаёт открытое и свободное программное обеспечение для настольных компьютеров и мобильных устройств. В число продуктов KDE входят современные рабочие окружения для платформ Linux и UNIX, полнофункциональный офисный пакет и средства групповой работы, а также сотни приложений разных категорий, таких как веб, мультимедиа, развлечения, образование, графика и разработка ПО. Программные продукты KDE переведены на более чем 60 языков, а при создании их большое внимание уделяется простоте использования, современности и доступности. Многофункциональные приложения KDE полноценно работают в Linux, BSD, Windows и macOS.


Сведения о товарных знаках.

KDE® и логотип K Desktop Environment® являются зарегистрированными торговыми марками KDE e.V.
Linux — зарегистрированный товарный знак Линуса Торвальдса. UNIX — зарегистрированный товарный знак The Open Group в США и других странах.
Все другие товарные знаки и объекты авторских прав, упомянутые в этом объявлении, принадлежат их законных владельцам.


Контакты для прессы

Для получения дополнительной информации свяжитесь с нами по электронной почте: press@kde.org

Skip to content

Plasma - 25th Anniversary Edition

25 Years of Awesomness

Plasma - 25th Anniversary Edition brings new looks, features and enhancements to the classic free desktop.

Thursday, 14 October 2021

empty laptop with an overlay
Plasma

Thursday, 14 October 2021

25 years ago today, Matthias Ettrich sent an email to the de.comp.os.linux.misc newsgroup explaining a project he was working on. The latest and direct result of that email (plus a quarter of a century of relentless experimentation, development and innovation) has just landed in KDE’s repositories.

This time around, Plasma renews its looks and, not only do you get a new wallpaper, but also a gust of fresh air from an updated theme: Breeze - Blue Ocean. The new Breeze theme makes KDE apps and tools not only more attractive, but also easier to use both on the desktop and your phone and tablet.

Of course, looks are not the only you can expect from Plasma 25AE: extra speed, increased reliability and new features have also found their way into the app launcher, the software manager, the Wayland implementation, and most other Plasma tools and utilities.

Read on to find out all the details that make the new Plasma 25AE so deserving of a celebration:

Looks

Apart from the new wallpaper, the first thing you will notice is the new theme. Breeze — Blue Ocean improves the look of Plasma and also makes clearer what they are for. Active elements in a dialog window, for example, “light up” when the window gets focus, checkboxes show actual ticks and radio buttons switch on like bulbs. Scrollbars and spinboxes are bigger, making them more accessible and easier to use with touchscreens, but have been re-designed in such a way as to still look elegant on desktop and laptop machines.

Among other things, a few more details serve to add glossiness and style to the desktop. For example, when starting an app or waiting for a process to complete, you will see a spinning gear until the task finishes; and desktop widgets now have a blurred background and get a highlight effect when you move them close to the panel.

Subtle details like these, not only enhance the look of the desktop, but also give you nearly subliminal feedback, hinting at what is active and what is not and how the different elements on the Plasma desktop will interact with you and each other.

System Settings

… And, as long as we are talking about Plasma’s new look, we must talk about the new stuff in System Settings. Under Global Theme > Colors you’ll find a new option that lets you pick the desktops accent colors. Accent colors are the colors of highlighted items on drop-down menus and lists, backgrounds of the icons of selected apps in the panel, the actual bars in progress bars, the backgrounds of checkboxes and radio buttons, and so on.

override a color scheme's accent color

Now say that, instead of the cool blue of Plasma’s default color scheme, you are feeling fabulous and want a hot pink for all those things: that is actually the first choice in the list. Or maybe you want like a certain chameleon-based distro and an intense green is your thing? You can do that too. To make sure your colors match those of the overall theme, just click on the From current color scheme and things will go back to what they were.

Talking of walking stuff back, changing the monitor resolution can lead to an unusable desktop. That’s why now you get a countdown: under System Settings > Display and Monitor > Display Configuration , once you pick a resolution and press the Apply button, a dialog window with the countdown will pop up. If after 30 seconds you haven’t clicked the Keep button (say, because your desktop has become inaccessible) the system will revert to the original, safe resolution. And this is just one of the ways of protecting you against accidental configuration mishaps.

Because keeping your system operational and safe is one of our main concerns. That is why we always advise you when you are going to share data you may not be aware of. Take, for example, Night Color: one of the things you can do is use geolocation to synchronize the color temperature of your screen with the periods of day and night of where you live. The Night Color page in your System Settings will tell you when sharing your location with a third party’s service that provides the times of sunrise and sundown in your area, and will also tell you who said the third party is. Likewise, the Feedback page now will show you a history of data that you have chosen to send to KDE. Note that Feedback will always be set to off by default. You have to explicitly and consciously switch it on before any data leaves your machine.

Another thing you will want to keep an eye on is your Bluetooth adapter. That is why you can set its status on login. Your options are Enable Bluetooth, Disable Bluetooth and Remember previous status.

If finding all the options you need seems daunting, don’t fear! We have made things easier by adding many keywords to improve searches. Just type in what you are looking for in the Search box and System Settings will provide you with all the related options.

Kickoff

Of course, once you are done configuring, you will actually want to reach your apps. You can do that through Kickoff, the application launcher that, in a default Plasma layout, lives in the bottom left-hand corner of your screen. Kickoff was already given a massive overhaul a few versions ago, but again we have rewritten large parts of the code to make it faster and easier to use.

And we added new options, of course. For example, now you can make Kickoff stay open on the screen with the new pin button located in the upper right-hand corner. By clicking on the Configure Application Launcher button to the left of the pin, you can choose whether to use a list or a grid for the apps views and configure the power/session action buttons.

We have also made Kickoff more touch friendly and, if you press-and-hold with a finger on the touchscreen, Kickoff’s context menu will pop open.

System Tray

details about the currently-connected network

You will find the System Tray, on a default Plasma desktop layout, on the right-hand side of the bottom panel bar. The System Tray is important because it contains things you would typically want to keep an eye on, like notifications, the sound volume, the network status, etc. As the System Tray is a vital and (literally) iconic part of the Plasma desktop for many users, care has been taken to improve its usability and that of the widgets it contains.

One widget you can access is the Clipboard, the place stuff you copy goes and where applications get the things when you paste them somewhere else. The Clipboard has been improved in several ways, for example, it now remembers 20 items by default and ignores selections that you did not explicitly copy. This gives you more to pick from when copying, while at the same time decluttering the list by removing snippets you may have accidentally or absentmindedly highlighted while working with Plasma. To further help you keep things tidy, you can also remove selected items from the clipboard’s popup by pressing the [Delete] key on the keyboard. Talking of copying and pasting, you can now easily copy text from notifications with the Ctrl + C keyboard shortcut.

Media Player Applet

A new thing in the Audio Volume applet is that it now distinguishes between applications that are currently playing or recording audio and the Media Player widget always displays the album art and its blurred background at the same time of any song that is playing. We also added an easy way to switch power profiles from the Battery and Brightness widget. You can choose between “power-saver”, “balanced” and “performance”.

As for the network widget, Plasma now shows more details about the currently-connected network, and you can fine-tune the manual speed setting for wired Ethernet connections. The applet also supports additional authentication settings/protocols/requirements for OpenVPN connections and allows you to disable IPv6.

Wayland

Making Plasma fully functional under Wayland is a priority for the KDE Community. Wayland is a protocol that will allow Plasma developers to do much more for the desktop, improving performance, increasing stability and implementing features, such as those required by devices with touchscreens.

In this release, the cursor now shows animated icon feedback when launching apps and we added a new screen rotation animation for mobile devices, such as phones, tablets and hybrid laptop/tablet computers. On a related note, entering tablet mode in Wayland increases the size of System Tray icons, making them easier to tap on a touchscreen. The System Tray will also notify you when something is recording the screen and will let you cancel it.

While we reach full Wayland support for the desktop and applications, we also support the XWayland intermediate protocol and, in Plasma 25th AE, you can now use a middle-click to paste, and drag-and-drop stuff between native Wayland and XWayland apps.

Other Updates

  • Discover, Plasma’s app center, now loads faster and is more transparent, as it tells you where you are installing your programs from directly in the install button, without you needing to read the full description.
  • If you have more than one monitor, you are in luck, as multi-screen layouts are now retained across X11 and Wayland sessions.
  • If something does go wrong, DrKonqi, the application that lets you easily send us feedback, now warns you when an app is unmaintained.
  • In an effort to further declutter windows from unnecessary buttons, the question mark button in the titlebar is hidden by default on dialogs and System Settings.
  • While still on the topic of removing unhelpful components, passwordless accounts without autologin now show a simple login button and no text field for a password, because why would they?
  • And, as always, we have improved the overall stability by hunting down even the most elusive bugs that could crash or hang your system.

… And there’s much more going on. If you would like to see the full list of changes, check out the changelog for Plasma - 25th Anniversary Edition.

Package Downloads

Distributions have created, or are in the process of creating, packages listed on our wiki page.

Package download wiki page

Supporting KDE

KDE is a Free Software community that exists and grows only because of the help of many volunteers that donate their time and effort. KDE is always looking for new volunteers and contributions, whether it is help with coding, bug fixing or reporting, writing documentation, translations, promotion, money, etc. All contributions are gratefully appreciated and eagerly accepted. Please read through the Supporting KDE page for further information or become a KDE e.V. supporting member through our Join the Game initiative.

About KDE

KDE is an international technology team that creates free and open source software for desktop and portable computing. Among KDE's products are a modern desktop system for Linux and UNIX platforms, comprehensive office productivity and groupware suites and hundreds of software titles in many categories including Internet and web applications, multimedia, entertainment, educational, graphics and software development. KDE software is translated into more than 60 languages and is built with ease of use and modern accessibility principles in mind. KDE's full-featured applications run natively on Linux, BSD, Windows and macOS.


Trademark Notices.

KDE® and the K Desktop Environment® logo are registered trademarks of KDE e.V..
Linux is a registered trademark of Linus Torvalds. UNIX is a registered trademark of The Open Group in the United States and other countries.
All other trademarks and copyrights referred to in this announcement are the property of their respective owners.


Press Contacts

For more information send us an email: press@kde.org