Перейти к содержимому

Plasma 5.21

Удобство и красота

В Plasma 5.21 улучшены внешний вид и удобство использования.

Вторник, 16 февраля 2021

empty laptop with an overlay
Plasma

Новое меню запуска приложений

Новое меню запуска приложений Plasma позволяет находить, открывать и запускать приложения проще и быстрее.

Новое двухпанельное меню запуска приложений упрощает поиск программ, позволяет выполнять больше действий с использованием клавиатуры, мыши и сенсорного ввода, а также поддерживает различные новые функции для повышения доступности.

В новом меню запуска улучшена поддержка языков с написанием справа-налево, добавлен режим просмотра «Все приложения» в котором приложения упорядочены в алфавитном порядке, режим просмотра сеткой для избранных приложений, а также из меню запуска доступны все действия по управлению питанием («Спящий режим», «Перезагрузка», «Завершение работы» и другие).

И последнее, но не менее важное: исправлено большинство ошибок, о которых сообщали пользователи, что гарантирует более удобный доступ к приложениям и данным.

Старое меню запуска возможно всего несколькими щелчками мыши загрузить из магазина приложений KDE.

Улучшения оформления приложений

В продолжение улучшения поддержки оформлений рабочей среды, приложения, использующие стандартное оформление Plasma, получили обновлённую цветовую схему и новое единое оформление заголовка окна с простым и свежим внешним видом.

Breeze Twilight

empty laptop with an overlay
Снимок экрана с оформлением Breeze Twilight, содержащим тёмную панель и светлые приложения

Представлено оформление Breeze Twilight: сочетание тёмного оформления рабочей среды Plasma и светлого оформления приложений. Это оформление может быть выбрано в модуле Оформление рабочей среды приложения Параметры системы.

Логотип системного монитора

Системный монитор Plasma

Системный монитор Plasma — это новое приложение для наблюдения за использованием системных ресурсов, которое теперь является неотъемлемой частью Plasma.

Системный монитор Plasma позволяет использовать множество различных представлений, а также содержит страницу общих данных, на которой представлена информация об основных ресурсах, таких как память, дисковое пространство, сеть и использование ЦП. На этой странице также расположен список приложений, потребляющих больше всего ресурсов, что позволяет определять и завершать приложения или процессы, замедляющие работу компьютера.

Дополнительная информация представлена на соответствующих страницах: на странице «Приложения» показаны все запущенные приложения, а также подробная статистика и графики; на странице «Процессы» представлена информация о всех выполняемых процессах и потребляемых ими ресурсах, а на странице «Журнал» возможно изучить историю изменения потребления ресурсов во времени.

Редактор страниц позволяет создавать собственные страницы, на которых возможно настроить отслеживание и показ только необходимых индикаторов загрузки системы.

Страница общих данных
Журнал
Статистика использования ресурсов приложениями
Новый редактор страниц

KWin и Wayland

KDE стремится к первоклассной поддержке Wayland, и в Plasma 5.21 проведена большая работа для достижения этой цели.

Код обеспечения эффектов диспетчера окон KWin подвергся обширному рефакторингу, внесённые изменения должны уменьшить задержку во всех операциях отрисовки. В модуле настройки механизма обеспечения эффектов добавлен параметр, позволяющий выбирать между низкими задержками и плавностью анимации.

Кроме того, в сеансах Wayland добавлена поддержка нескольких экранов с различной частотой обновления, например, теперь возможно одновременно задать частоту обновления в 144 Гц для одного экрана и 60 Гц для другого. Также для сеансов Wayland добавлена предварительная поддержка нескольких графических процессоров.

Улучшена виртуальная клавиатура в сеансах Wayland, и теперь она поддерживает приложения GTK, использующие протокол text-input-v3. Также улучшена поддержка графических планшетов и теперь она включает все элементы управления, которые отсутствовали в предыдущей версии, такие как сенсорное кольцо и его кнопки.

Помимо многочисленных улучшений стабильности, для большого числа компонентов Plasma также была улучшена поддержка сеансов Wayland. Например, строка поиска и запуска KRunner в сеансах Wayland теперь может отображать список всех открытых окон, добавлен новый виджет, располагаемый в системном лотке и предназначенный для показа уведомлений о смене раскладки клавиатуры, а также добавлена поддержка приложений, основанных на GTK 4.

System Settings

Параметры системы

В Plasma 5.21 представлен новый модуль приложения Параметры системы: брандмауэр Plasma, позволяющий настраивать и редактировать параметры брандмауэра.

Брандмауэр может повысить защищённость системы от внешних проникновений, а также блокировать передачу информации, которая должна не должна передаваться в сеть. В Plasma 5.21 представлен простой способ настройки двух самых часто используемых в Linux служб брандмауэров: UFW и firewalld.

Ранее существовавшие страницы настройки специальных возможностей, управления сеансами и настройки SDDM были полностью переписаны и теперь стали более аккуратными и простыми в использовании.

Новый модуль настройки специальных возможностей
Модуль управления сеансами
Новый модуль настройки SDDM
Новый модуль настройки брандмауэра

Виджеты

Макет виджета проигрывателя был улучшен и теперь в заголовке в виде панели вкладок отображает список приложений, воспроизводящих музыку в данный момент. Ещё одно нововведение: обложка альбома теперь занимает всю ширину виджета.

Media Player Applets

Plasma Mobile

Plasma Mobile

Plasma всегда создавалась с учётом возможности использования на устройствах с различным форм-фактором. Plasma может работать на настольном компьютере, но её также легко адаптировать для работы на мобильном телефоне, планшете и даже на чём-то среднем между ними. В Plasma версии 5.21 добавлены два новых компонента для мобильных устройств.

  • Компоненты Plasma Phone содержат мобильный рабочий стол, а также специальные виджеты Plasma, адаптированные для Plasma Mobile.

  • Оформление QQC2 Breeze полностью основано на Qt Quick Controls 2. Оно визуально вписывается в тему Breeze рабочего стола на основе виджетов и оптимизировано для меньшего использования ОЗУ и графического процессора.

Прочие обновления

Центр программ Discover

Поддержка обновлений без подтверждения пользователем

KRunner

Закрепление строки поиска и запуска (для препятствования автоматическому сокрытию)

Цифровые часы

Улучшенная поддержка часовых поясов

Виджет «Громкость»

В виджете громкость теперь отображается уровень сигнала микрофона

Полный список изменений доступен на соответствующей странице.

В память о Gustavo Carneiro

Gustavo Carneiro

Густаво делал то, что ему нравилось больше всего: возился с технологиями.

Выпуск Plasma 5.21 посвящён Gustavo Carneiro, участнику KDE из Бразилии, который стал жертвой COVID-19 в январе 2021 года.

KDE стало для Gustavo первым проектом свободного ПО, и он был очарован этим проектом. Хотя он и не начинал как разработчик C++, но много работал, чтобы изучить и улучшить системы, которые использовал.

Помимо всего прочего, Gustavo стал одним из основных разработчиков эмулятора терминала Konsole, и продолжил разработку технологий, некоторые из которых настолько новы, что ещё даже не вошли в формируемые выпуски.

Теперь его наследие живёт в терминале Konsole.

Gustavo, спасибо за твою помощь.

Поддержите KDE

KDE — это сообщество разработки свободного программного обеспечения, которое существует и растёт только благодаря многим добровольцам, которые жертвуют своим временем и усилиями. KDE всегда ищет новых участников, способных помочь в разработке, исправлении ошибок или их нахождении, написании документации и переводов, продвижении, деньгах и другими способами. Любая поддержка приветствуется и будет принята с благодарностью. Ознакомьтесь со страницей поддержки KDE, чтобы узнать больше или стать поддерживающим участником KDE e.V. через нашу инициативу Вступайте в игру.

О KDE

KDE — это международная IT-команда, которая создаёт открытое и свободное программное обеспечение для настольных компьютеров и мобильных устройств. В число продуктов KDE входят современные рабочие окружения для платформ Linux и UNIX, полнофункциональный офисный пакет и средства групповой работы, а также сотни приложений разных категорий, таких как веб, мультимедиа, развлечения, образование, графика и разработка ПО. Программные продукты KDE переведены на более чем 60 языков, а при создании их большое внимание уделяется простоте использования, современности и доступности. Многофункциональные приложения KDE полноценно работают в Linux, BSD, Solaris, Windows и Mac OS X.


Сведения о товарных знаках.

KDE® and the K Desktop Environment® logo are registered trademarks of KDE e.V..
Linux — зарегистрированный товарный знак Линуса Торвальдса. UNIX — зарегистрированный товарный знак The Open Group в США и других странах.
Все другие товарные знаки и объекты авторских прав, упомянутые в этом объявлении, принадлежат их законных владельцам.


Контакты для прессы

Для получения дополнительной информации свяжитесь с нами по электронной почте: press@kde.org

Skip to content

Plasma 5.21

We made something pretty

Plasma 5.21 is all about upgrading the looks and usability of Plasma.

Tuesday, 16 February 2021

empty laptop with an overlay
> > Plasma

New Application Launcher

Find, reach and run your apps faster and easier than ever with Plasma’s new app launcher.

The new launcher features two panes to make it simple to locate your programs and comes with improved keyboard, mouse, and touch input, boosting accessibility across the board.

Support for languages with right-to-left writing (such as Japanese and Arabic) has also improved. We have also included an alphabetical “All Applications” view, a grid view for your favorite tools, and placed all the power actions (“Sleep”, “Restart”, “Shut Down”, etc.) at the bottom of the launcher pop-up so they are always visible and available.

Last but not least, we have fixed most of the bugs reported by users, guaranteeing a smoother access to all your stuff.

If you prefer the old Kickoff app launcher however, it is only few clicks away in KDE’s software store.

Application theme improvements

Continuing with improvements to the look and feel, applications using Plasma’s default theme now have a refreshed color scheme and sport a brand new unified headerbar style with a clean, cool new look.

Breeze Twilight

empty laptop with an overlay
Screenshot showing Breeze Twilight with a dark panel and light applications

Meet Breeze Twilight: a combination of a dark theme for Plasma and a light theme for applications, so you can enjoy the best of both worlds. Find it in the Global Theme section of your Settings

System monitor logo

Plasma System Monitor

Plasma System Monitor is a brand new app for monitoring system resources and is now an integral part of Plasma.

Plasma System Monitor provides a wide variety of different views, offering an overview page with information on important core resources, such as memory, disk space, network and CPU usage. It also provides a quick view of the applications consuming the most resources. This lets you easily locate and zap applications or processes that are slowing your computer down.

If you need more details, the Applications page shows you all the running applications along with detailed statistics and graphs. A process page is also available for per-process information, and History shows the evolution of the use of your machine’s resources over time.

Finally, you can also create your own new customized pages using the page editor. This lets you tailor the information you get from your system to your needs.

Overview page
History page
Application resource usage overview
New page editor

KWin and Wayland

KDE is pushing to have first class support for Wayland, and Plasma 5.21 makes massive progress towards reaching that goal.

We have extensively refactored the compositing code in KWin and the changes should reduce latency throughout all compositing operations. We have also added a control in the compositing settings so you can choose whether you prefer lower latency or smoother animations.

In addition, we have also added support for mixed-refresh-rate display setups on Wayland, e.g. you can have one screen refreshing at 144Hz and another at 60Hz, which is ideal for improving work-stations with multiple monitors. Preliminary support for multiple GPUs was also added on Wayland.

The virtual keyboard in Wayland has been improved and now supports GTK applications using the text-input-v3 protocol. The support for graphical tablets has also been improved and now includes all the controls that were missing in the previous version, such as pad ring and pad buttons.

Apart from the numerous improvements in stability, there are quite a few Plasma components that are getting much better support in Wayland. KRunner, for example, is now able to list all open windows in Wayland, a new component in the panel’s system tray informs you of the keyboard layout, and we now support features required for GTK 4, so all GTK 4 applications will now work.

System Settings

System Settings

Plasma 5.21 brings a new page to System Settings: the Plasma Firewall settings. This configuration module lets you set up and configure a firewall for your system.

A firewall can help you protect your system from intrusion from outside or block information you want to keep private from leaving your machine. Plasma 5.21 provides a simplified way of configuring both UFW and firewalld, two of the most used firewall systems in Linux.

Multiple pre-existing configuration pages have been completely rewritten and are now cleaner and easier to use. This has been the case for the Accessibility, Desktop Session and SDDM configuration modules.

New Accessibility KCM
Desktop Session KCM
New SDDM KCM
New Firewall KCM

Applets

The Media Player widget’s layout has been improved and now includes the list of applications currently playing music in the header as a tab bar. Another upgrade is that the album cover now takes up the whole width of the widget.

Media Player Applets

Plasma Mobile

Plasma Mobile

Plasma has always been designed to adapt to all types of screens. It can work on a desktop but it’s also easily adaptable to work on a mobile, tablet or anything in between. In Plasma 5.21 we are adding two new components for mobile in the official release.

  • The Plasma Phone Components contains the mobile shell but also specific Plasma widgets adapted for Plasma Mobile.

  • QQC2 Breeze Style is a pure Qt Quick Controls 2 style. It visually fits in with the widget based desktop Breeze theme and was optimized for lower RAM and GPU usage.

Other Updates

Discover

Support unattended updates

KRunner

Pin KRunner (doesn't close automatically)

Digital Clock

Better support for timezones

Sound Applet

The sound applet now displays the live microphone volume

If you would like to learn more, check out the the full changelog for Plasma 5.21.

In Memoriam Gustavo Carneiro

Gustavo Carneiro

Gustavo doing what he liked to do best: tinkering with tech.

Plasma 5.21 is dedicated to Gustavo Carneiro, a KDE contributor from Brazil that left us in January victim of COVID-19.

KDE was Gustavo’s first free software experience, and he embraced it. Although he did not start out as a C++ developer, he worked hard to learn and improve the systems that he was using.

Among many other things, Gustavo became a major contributor to KDE’s terminal emulator, Konsole, and went on to develop technologies some of which are so new, they have not even been released yet.

Now his legacy lives on within Konsole.

Gustavo, thank you for your help.

Package Downloads

Distributions have created, or are in the process of creating, packages listed on our wiki page.

Package download wiki page

Supporting KDE

KDE is a Free Software community that exists and grows only because of the help of many volunteers that donate their time and effort. KDE is always looking for new volunteers and contributions, whether it is help with coding, bug fixing or reporting, writing documentation, translations, promotion, money, etc. All contributions are gratefully appreciated and eagerly accepted. Please read through the Supporting KDE page for further information or become a KDE e.V. supporting member through our Join the Game initiative.

About KDE

KDE is an international technology team that creates free and open source software for desktop and portable computing. Among KDE's products are a modern desktop system for Linux and UNIX platforms, comprehensive office productivity and groupware suites and hundreds of software titles in many categories including Internet and web applications, multimedia, entertainment, educational, graphics and software development. KDE software is translated into more than 60 languages and is built with ease of use and modern accessibility principles in mind. KDE's full-featured applications run natively on Linux, BSD, Solaris, Windows and Mac OS X.


Trademark Notices.

KDE® and the K Desktop Environment® logo are registered trademarks of KDE e.V..
Linux is a registered trademark of Linus Torvalds. UNIX is a registered trademark of The Open Group in the United States and other countries.
All other trademarks and copyrights referred to in this announcement are the property of their respective owners.


Press Contacts

For more information send us an email: press@kde.org